Направления

» » Заикание у детей

Заикание у детей

 

 

Заикание у детей

Вместе с термином «заикание» зачастую используют термины «неплавность» и «дисритмия речи». Заикание – прерывание нормального ритма речи, такой частоты и анормальности, что он привлекает внимание, мешает общению или вызывает трудности у заикающегося или у его аудитории. Заика прекрасно знает, что он хочет сказать, но не может сделать этого из-за непроизвольного повторения, удлинения или укорачивания звуков. Заикание обычно сопровождается нерегулярностью симптомов, ненормальным движением языка и челюсти, кривлянием и движением туловища и конечностей. Заики используют меньше слов, чем другие, избегают сложных для произношения слов или заменяют их более легкими. Они говорят нормально, когда они одни и когда сидят, когда разговаривают с животными или людьми, которых хорошо знают. Ребенок, разговаривая с одним родителем, может заикаться сильнее, чем с другим. Эмоциональная неудача обычно открывает период заикания.

 

Заикание часто в детском возрасте. У большинства детей, от 5 до 10%, стадия заикания проходит как быстрая, скомканная или суматошная речь. При старании они могут говорить чисто, и даже без лечения они почти все перерастают это. Почти половина детей в детском саду проходят стадию заикания, которая длится несколько дней. Эта нормальная неплавность речи встречается у тех, которые заикаться не будут.

Причины

Заикающиеся дети начинают ходить и говорить позже, чем дети, которые не заикаются. Их умственные способности сильно варьируются, хотя возможно, что их IQ немного ниже среднего. Заики обычно выходцы из семей, где царят чрезмерная строгость и дисциплина, чрезмерная опека и культ совершенства. Матери в таких семьях считают жизнь тяжелой, и они перегружены домашними заботами. Родители не удовлетворены ребенком и друг другом, зачастую в доме психологический стресс. Заикающиеся часто нервны и напряжены.

Часто наблюдается семейность заикания, и не ясно, что лежит в его основе – подражание или фактор наследственности. Исследования показывают, что у прямых потомков заик риск возникновения заикания в 3 – 4 раза выше, чем у остальных.

 Наибольшая вероятность возникновения заикания наблюдается у мальчиков, если заикается мать, а наименьшая у девочек – если заикается отец. Оно чаще встречается у близнецов, чем у единственных детей. Тип наследования неизвестен. Есть мнение, что оно приобретается в ходе развития и лишь отчасти определяется генетическими факторами. Большинство детей его перерастают. Однако, заикание может вызываться и отягощаться родителями с культом совершенства, которые убеждены, что их ребенок должен говорить правильно и чисто.

Исследователи обнаружили, что заикание развивается после постановки диагноза чаще, чем до. Как будто оно является следствием диагноза. Некоторые «знатоки» - один из родителей, соседи – вдруг объявляют, что ребенок заикается. Родители серьезно озабочены поэтому поводу и прилагают все усилия, чтобы избавиться от этого. Они говорят ребенку, чтобы он делал глубокий вдох перед тем, как начнет говорить, повторять про себя, говорить медленнее и четче. Ребенок начинает беспокоиться по поводу своей речи, и она становится искусственной.

Лечение

Легкие случаи самоликвидируются, но тяжелые случаи нуждаются в лечении, важная часть которого заключается в избавлении родителей от беспокойства. Их нужно успокоить и отговорить от попыток заставлять ребенка разговаривать чисто и четко. Они не должны помогать ему произносить слова. Если ребенок продолжает заикаться после 4 лет, нужно обратиться к врачу, чтобы к школе речь была нормальной.

Заики говорят плавно, когда не слышат своего голоса. Один из методов лечения состоит именно в том, чтобы «замаскировать» их голос, чтобы они его не слышали.

 

При «плавном» методе заика повторяет слова за другим. При методе «отстающей обратной связи с аудиторией» голос записывается и с небольшой задержкой, примерно 0,2 секунды, возвращается ребенку в наушники. Стремясь исправить эту искаженную обратную связь, пациент замедляет речь и удлиняет звуки.

 

Успешный метод «временной слоговой речи» состоит в обучении ребенка произносить слог за слогом, одинаково выделяя все слоги, и потом произносить их в одном ритме и отделяя один слог от другого. Другое лечение заключается в сильном замедлении скорости речи под присмотром врача.

1 455